«провал» при поступлении в гимназию

Что делать, если администрация отказала

Давайте рассмотрим несколько случаев. Как мы уже говорили ранее, самой распространённой ситуацией является отказ, мотивированный отсутствием свободных мест. Но теперь-то вы знаете, что имеете полное право отдать ребёнка в данное учебное заведение несмотря ни на что. Если директор отказывается выслушать вас, то в лёгкой форме пригрозите заявлением в Министерство образования, а после предложите ему следующие варианты:

  1. Подобрать класс в другой параллели, где есть свободные места (т. е. парты).
  2. Если таких классов нет, второй вариант предусматривает переход всех учащихся в более просторное помещение.
  3. Иногда случается так, что школьники посещают несколько кабинетов. В этом случае следует сделать так, чтобы учителя приходили к детям, а не наоборот.

Если такие предложения не помогут решить конфликт (что маловероятно), то директор как минимум должен будет пересмотреть списки учащихся из другого района и предоставить их вам. Но до такого доходит редко.

Иногда главы школ ссылаются и на другие причины, не связанные с отсутствием мест в учебном заведении. К примеру, достаточно часто отказ может быть связан с низкой успеваемостью в предшествующей школе. В таком случае единственным правильным решением родителей будет обращение в муниципальный орган управления образованием, который контролирует работу учебного заведения. Однако перед этим не забудьте потребовать письменный отказ от администрации школы с пояснением в двух экземплярах. Один останется у секретаря, а второй передадут вам. Затем отправьте или отнесите данный документ в районный совет образования и уже через несколько дней вам должен будет прийти ответ. Если по каким-то причинам этого не произошло, советуем обращаться в вышестоящую инстанцию – городской совет. Крайними мерами можно считать суды и прокуратуру.

Также нередко директора просят вас подождать и уверяют, что в августе обязательно найдут место для ребёнка. Но, как показывает практика, такого никогда не случается и обнадёженные обещаниями родители вынуждены тратить своё драгоценное время на поиски других вариантов.

Решить конфликтную ситуацию можно и другим путём: после отказа вежливо попросите предоставить вам устав школы (документ, который по закону имеет каждое учебное заведение). В нём расписываются все права и обязанности администрации, учителей, рабочих и учащихся

Но это для нас не совсем важно. Главная информация, которую следует почерпнуть из этого документа, находится в разделе «правила приёма в школу»

Будьте уверены, после изучения бумаги вы найдёте для себя немало полезных данных, ссылка на которые позволит быстро решить проблему.

Иногда устав школы можно увидеть и в холле, но лучше попросить официальный документ

Почему могут не взять в 10 класс

Законных оснований, по которым ребенка могут не принять в 10 класс, не так много, но они есть.

Это и двойки в аттестате, и достижение ребенком совершеннолетия, и отсутствие мест в школе. Подробнее ниже. 

Двойки в аттестате или по результатам ОГЭ

Структура школьного образования выглядит следующим образом:

При этом каждый последующий этап возможен только при успешном окончании предыдущего (ч. 5 ст. 66 закона «Об образовании в РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Хотя бы один «неуд» в аттестате или за ОГЭ говорит о том, что ребенок не освоил программу основного общего образования (9 классов). Следовательно, он не может быть допущен к освоению среднего общего образования, то есть в 10 класс такого ученика школа не примут и будет правы.

Достижение ребенком 18 лет

Всё та же ч. 5 ст. 66 закона «Об образовании» гласит, что обязательность получения среднего общего образования (11 классов) сохраняется только до тех пор, пока ученику не исполнится 18 лет.

Конечно, совершеннолетний девятиклассник — явление редкое, но вполне возможное. Поэтому если случилось так, что к моменту окончания 9 класса ребенку уже есть восемнадцать, школа вправе отказаться принимать его в 10 класс.

В школе нет мест

В силу ч. 4 ст. 67 закона «Об образовании» школа может не принять ребенка в 10 класс по причине отсутствия свободных мест. 

Но! Это не значит, что дорога в 10 класс закрыта вообще: в такой ситуации родителям следует обратиться в региональное управление образования с заявлением о зачислении в другую школу — ту, где места есть.

Ребенок не прошел отбор в профильный класс

Школы очень часто склонны формировать старшие классы профильными — с углубленным изучением тех или иных предметов. И здесь правила отбора устанавливает само учебное заведение в соответствии с нормами регионального законодательства.

Например, одним из условий может быть отсутствие в аттестате или по результатам ОГЭ оценок ниже четверки. Всё это вполне законно, но есть один нюанс:

Если ребенок собирается в 10 класс в школу по месту прописки, принять его обязаны даже с тройками в аттестате или за ОГЭ.

Руководство школы может попытаться отказать, ссылаясь на то, что обычного 10 класса в школе не будет, а будут только профильные. Но закон в этом случае на стороне ученика:

Для этого даже необязательно набирать еще один 10 класс: закон не запрещает делить детей на «профильных» и «обычных» в пределах одного класса. Например, в классе 25 человек, из них 15 получают образование по профилю, а остальные 10 — без углубленного изучения отдельных предметов.

Подпишитесь на рассылку

Да, для школы это не совсем удобно — придется составлять отдельное расписание, но закон превыше комфорта работников образования.

Совет: ознакомьтесь с Порядком индивидуального отбора в профильные классы вашего региона. Возможно, ваш ребенок соответствует прописанным в них условиям.

Итак, мы перечислили все законные основания, по которым ребенка могут не принять в 10 класс. Что же делать, если руководство школы озвучивает совсем другие причины, например тройки в аттестате? Жаловаться. Куда и как — сейчас расскажем.

В КонсультантПлюс есть множество готовых решений и тематических статей, в том числе статья: «Учителя и ученики: права и обязанности».  Если у вас еще нет доступа к системе, вы можете оформить пробный онлайн-доступ бесплатно! Вы также можете получить актуальный прайс-лист К+. 

«Вместо того чтобы поднять уровень обычной школы, у нас опустили гимназии»

Обсудить за круглым столом в пресс-центре Sputnik Беларусь отмену экзаменов в гимназии собрались известный репетитор Евгений Ливянт, детская писательница Евгения Пастернак, члены общественно-консультативного совета при Министерстве образования Беларуси репетитор Андрей Григорьев и председатель белорусской федерации велосипедного спорта Наталья Цилинская.

— Я считаю, что отмена экзаменов при поступлении в 5-й класс гимназии — это хорошо, — заявил репетитор и совладелец школы английского языка Андрей Григорьев. — Я не вижу большой необходимости в экзаменах в таком возрасте. Мы много говорим о талантливых, способных детях. Но почему-то молчим о тех, кто готовился и не поступил. Для них это не просто стресс, а колоссальная психологическая травма. В любом учебнике по психологии и педагогике написано, что в этом возрасте ребенок не учится для себя. Он учится для папы с мамой, учителя, бабушки с дедушкой. Поэтому говорить, что ребенок делает в этом возрасте осознанный выбор, по меньшей мере, смешно.

Наталья Цилинская с мнением соглашается: «Все дети рождаются гениальными. То, во что мы их превращаем своими амбициями, — это уже наши проблемы. Дайте им жить вообще. Натаскать ребенка можно. Но это может не сработать на экзаменах. Его может заклинить, и он не выдаст всего, что знает».

Евгения Пастернак. Фото: Владимир Евстафьев, TUT.BY

Писательница Евгения Пастернак смотрит на вопрос с противоположной стороны — считает, что отмена экзаменов при поступлении — это прямое уничтожение гимназий.

— Давайте говорить правду. Если отменили экзамены, значит, на гимназиях поставили крест. По инерции они еще пару лет продержатся, а дальше превратятся в обычные школы. Проблема в том, что у нас, как всегда, реформы идут от психологии троечника. Мы много говорим о талантливых детях, но ничего для них не делаем. А для троечников сейчас сделали все, им облегчили жизнь по максимуму. То есть вместо того, чтобы поднять уровень обычной школы, у нас опустили гимназии.

Наталья Цилинская не соглашается: по ее мнению, большая часть людей в мире — это троечники, и «мы сами себя загоняем в эту психологию».

Наталья Цилинская

— Нам вечно все не нравится, и реформы у нас неправильные. Люди! Плохая или хорошая реформа — это мы узнаем потом, когда она пройдет. В любом случае это движение. Потому что когда ты стоишь на месте, то по-любому утонешь.

Пастернак этот подход «реформы ради реформ» не принимает категорически.

— Нормальная реформа образования идет десятилетиями. А в Беларуси каждый год что-нибудь новое. У нас не было ни одного выпуска в школе, который бы прошел от начала и до конца, не поменяв программу.

Вправе ли школа отказать в приеме учащегося по прописке

На текущий момент получение среднего образования – главная цель каждого ребенка. Но в некоторых случая происходит так, что администрация школы отказывается принимать будущего ученика, ссылаясь на отсутствие мест в образовательном учреждении или на иные причины.

Родители не должны слепо верить таким отговоркам, нужно постараться добиться справедливости, ведь можно пойти другим путем, например, оказать давление на директора школы и его подчиненных.

Важно! Родителям следует запомнить следующую информацию: каждая школа привязана к конкретному микрорайону, который она должна обслуживать, следовательно, любой ребенок, живущий в закрепленном за образовательным учреждением районе, имеет полное право учиться в нем даже в той ситуации, если там действительно нет мест. Представители образовательного заведения не имеют права отказать лицам, желающим обучаться в конкретном учебном заведении, в ином случае это может быть расценено как нарушение права ребенка на бесплатное образование

Представители образовательного заведения не имеют права отказать лицам, желающим обучаться в конкретном учебном заведении, в ином случае это может быть расценено как нарушение права ребенка на бесплатное образование.

Сколько можно жить без регистрации в России

Согласно Федеральному закону о праве граждан на свободу передвижения, максимальный срок пребывания без регистрации составляет 90 дней. Рассматривая указанную норму ФЗ, необходимо отметить такой нюанс: точкой отсчета такого срока является день фактического прибытия в конкретно определенное место, который никем не фиксируется. Исключение могут составить специализированные места: гостиничные дома, отели, медицинские учреждения, КПЗ и тому подобное – там администрации обязана регистрировать срок пребывания гражданина, и в случае несоблюдения несет административную ответственность. Таким образом, можно сделать вывод, если гражданин без прописки нигде не задерживается на срок больше установленного, в теории не может быть привлечен к ответственности, но на деле, в случае столкновения с сотрудниками правоохранительных органов, такой факт доказать будет сложно. Некоторые граждане изыскали способ избежать наказания за отсутствие регистрации путем приобретения авто и ж/д билетов.

Как написать жалобу: рекомендации и образец

Вот несколько выдержек из нормативно-правовых актов, которые могут помочь не только в составлении жалобы, но и в предварительной беседе с директором школы — возможно, после этого необходимость в подаче жалобы отпадет:

  • ст. 5 закона «Об образовании»: ч. 3 гарантирует каждому доступ к бесплатному среднему общему образованию;
  • ст. 67 закона «Об образовании»: в соответствии с ч. 4 прием в
  • государственную или муниципальную школу детей, проживающих на территории, за которой эта школа закреплена, обязателен, а в силу ч. 5 отказ в зачислении возможен исключительно по причине отсутствия в школе свободных мест;
  • ст. 5.57 КоАП РФ: незаконный отказ в зачислении ребенка в 10 класс может обойтись руководству школы штрафом от 30 000 до 50 000 рублей, а самой учебному заведению — от 100 000 до 200 000 рублей.

Чтобы не тратить время на составление жалобы, предлагаем воспользоваться готовым образцом, который вы можете найти в разделе «Документы и бланки» в начале статьи. 

***

Школа имеет право не взять ребенка в 10 класс, но оснований для этого немного. Если отказ в зачислении явно незаконен, его можно и нужно обжаловать — никто не может лишать детей права на образование.

***

Еще больше полезной информации — в рубрике «Образование».

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

«Мы начинаем натаскивать ребенка чуть ли не с рождения»

Андрей Григорьев успешный процесс реформы видит так: начинать нужно с первого класса, при этом не стоит трогать все остальные: они, по его мнению, должны доучиваться по прежним программам.

Андрей Григорьев

— Так за четыре года мы можем подготовить следующий этап, потом еще один. В результате у нас будет наработка за 10 лет. Начинать реформу таким образом, чтобы под нее все подпадали, нелогично. За это можно упрекнуть наше Министерство образования.

Владелец образовательного центра Евгений Ливянт обращает внимание на два момента. — В первую очередь, хотел бы сказать о слове «натаскивание», которое здесь звучало

Мне кажется, что мы начинаем «натаскивать» ребенка чуть ли не с момента рождения. К примеру, учим его садиться на горшок. У ребенка точно нет никакой мотивации делать это — в памперсе ему хорошо, тепло и уютно. Тем не менее мы его зачем-то учим, «натаскиваем»

— В первую очередь, хотел бы сказать о слове «натаскивание», которое здесь звучало. Мне кажется, что мы начинаем «натаскивать» ребенка чуть ли не с момента рождения. К примеру, учим его садиться на горшок. У ребенка точно нет никакой мотивации делать это — в памперсе ему хорошо, тепло и уютно. Тем не менее мы его зачем-то учим, «натаскиваем».

Когда ребенок идет в 5 класс, и мы говорим: «Нам бы хотелось, чтобы ты учился в гимназии», — объясняем, зачем это надо, у него тоже может не быть мотивации. Это наш родительский выбор. И я бы не взял на себя смелость советовать родителям: отправлять ребенка в гимназию или нет? Но я точно так же просил бы не давать мне советов, что мне делать.

Евгений Ливянт уверен: последние преобразования в системе средней школы — это шаг «в казарму, к единообразию».

— А весь мир идет по пути разнообразия. Должны быть и гимназии, и лицеи, и учебно-производственные комбинаты, спортивные, музыкальные школы. Для меня совершенно очевидно, что с закрытием гимназий уровень школьного образования в нашей стране резко упадет. В 2008 году нам говорили: «Что вы? Гимназии — это святое. Профильные классы мы закрыли, но гимназии останутся». Прошло 10 лет — гимназий нет. Могу предположить, что следующими на очереди будут лицеи.

Андрей Григорьев солидарен с тем, что выбор быть должен.

— Но не за государственный счет. Давайте открывать частные школы, религиозные — какие угодно. Каждый должен понимать, что существуют правила и рамки. Если вам не нравится, что предлагается бесплатно, выбирайте то, за что будете платить. Вы хотите получать образование за государственный счет и требовать, чтобы правила были придуманы вами. Нигде такого нет. В любой стране — демократической, недемократической — государственное образование заточено под интересы государства. Мне может это не нравиться, но я принимаю это и соглашаюсь.

В ответ Евгения Пастернак предложила возвращать налоги за то образование, которое ее дети не будут в таком случае получать от государства.

— Это вопрос не к нам, а повыше, — улыбается Григорьев.

Необходимые документы

Принимаются дети в школу на основании личного заявления родителей (законных представителей) ребенка после предъявления оригинала документа, который удостоверяет личность родителя (законного представителя).

В заявлении о приеме в школу родителям (законным представителям) нужно указать следующую информацию:

  • ФИО будущего школьника;
  • Дата и место рождения будущего школьника;
  • ФИО родителей.

Подавая заявление, нужно предъявить:

  • Документ, подтверждающий регистрацию ребенка по месту жительства либо по месту пребывания (на закрепленной за школой территории);
  • Документ, удостоверяющий личность подателя;
  • Свидетельство о рождении ребенка;
  • Медицинская карта ребенка.

Запомните! Если у будущего школьника есть дипломы, грамоты – все это нужно взять с собой. Школы стремятся брать талантливых учеников. Поэтому наличие премий и наград поспособствует положительному итогу в зачислении ребенка в школу.

Все поданные заявления обязаны быть надлежащим образом зарегистрированы. В течение семи дней после приема документов издается приказ о зачислении ребенка в первый класс.

Требования к одежде обучающихся в школе.

Что изменилось в этом году?

Теперь прием детей в первый класс будет проходить в два этапа.

Первый этап — с 1 апреля до 30 июня. Он предназначен для детей, имеющих первоочередное или преимущественное право зачисления в школы, а также для детей, которые живут на закрепленной территории, то есть в том же районе, где находится школа. Внеочередное право (для детей прокуроров, судей и следователей) действует только для школ с интернатами.

Второй этап — с 6 июля до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября. Он предназначен для детей, не проживающих на закрепленной территории. То есть в течение этого этапа можно подать заявление в школы другого района. Отправлять заявление в школу другого района раньше начала второго этапа бессмысленно, поскольку его не примут.

— Очередность подачи заявления на первом этапе не имеет значения, поэтому никакого ажиотажа родители могут не опасаться. Мест для детей, имеющих внеочередное, первоочередное или преимущественное право зачисления в школы, а также для детей, которые живут на закрепленной территории, должно хватить во всех школах. На втором этапе детей зачисляют на свободные места, — рассказали «РГ» в ведомстве. — На официальном сайте ближайшей школы родители могут удостовериться, прикреплен ли к ней их дом. Не позднее 26 марта эта информация должна быть опубликована на официальных сайтах образовательных организаций. Там же родители смогут найти подробную информацию о новых правилах приема.

Кто может подать заявление на первом этапе?

1. Дети, проживающие на закрепленной территории, то есть рядом со школой (узнать, относится ли ваш дом к конкретной школе, можно на официальном сайте учебного заведения).

2. Дети, имеющие первоочередное право в соответствии с законодательством:

— дети сотрудника полиции, в том числе погибшего (умершего) вследствие увечья или иного заболевания, полученного в период службы;

— дети гражданина, уволенного из полиции по состоянию здоровья либо умершего от таких заболеваний в течение года после оставления службы;

— дети, находящиеся на иждивении сотрудника полиции;

— дети сотрудника (в том числе умершего или погибшего), имеющего специальные звания и проходящего службу в учреждениях ФСИН, МЧС, органах наркоконтроля, ФТС;

— дети сотрудника, погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей;

— дети военнослужащих по месту жительства их семей;

— дети военнослужащих при изменении места службы, дети граждан, проходящих службу по контракту, а также при увольнении со службы по достижении предельного возраста, состоянию здоровья или в связи с оргштатными изменениями — в школы, ближайшие к новому месту службы или месту жительства.

3. Дети, имеющие преимущественное право — те, чьи старшие братья и (или) сестры уже учатся в этой школе.

4. Внеочередное право (для детей прокуроров, судей и следователей) действует только для школ с интернатами.

«Эта реформа остановила социальные лифты для детей из деревень, маленьких городов»

Наталья Цилинская убеждена: как ни называй учебное учреждение, оно продолжит работать.

— Учителям фиолетово на название. Если они пришли давать знания, то будут их давать. Назовите велосипед трактором. Он по-другому поедет? Хотят работать — будут работать, хотят учиться — будут учиться, хотят копать — будут копать.

Андрей Григорьев обращает внимание: мотивация к учебе должна исходить не извне — из учебного учреждения, а из семьи, как это случилось у него в жизни. — Давайте не будем лукавить: образование ребенка во многом зависит от семьи

— Давайте не будем лукавить: образование ребенка во многом зависит от семьи.

Евгений Ливянт с этим не соглашается и приводит пример.

Фото из личного архива Евгения Ливянта

— Есть дети, у которых разные родители, и не все из них мотивируют детей к учебе. И что, мы теперь записываем этих детей в разряд тех, кто ничего не добьется? Эта реформа остановила социальные лифты для детей из деревень, маленьких городов. Например, у нас в стране есть гимназии с интернатами: они находятся в Бешенковичах, Шумилино и Мяделе. Там учатся дети из деревень, получают хорошее образование. Закрытие гимназий скажется негативно на детях, у которых нет родителей или у родителей которых нет денег. А у детей есть потенциал, они готовы трудиться, вкалывать. Им только нужно создать условия.

На это Наталья Цилинская заметила, что указ, возможно, действительно не до конца доработан. По ее мнению, никто не хочет ничего разрушать, поэтому «изменения тоже всегда можно внести».

Обсуждение формы, наполнение программ, отмена экзаменов — это не разговор о значимых преобразованиях, считает Андрей Григорьев. Евгений Ливянт при этом замечает: называть последние изменения реформой запрещено. «Все говорят о модернизации — реформа образования у нас считается завершенной».

Для чего тогда потребовалась отмена экзаменов? По мнению Андрея Григорьева, ради того, чтобы в период с 5 по 9 класс все получили «совершенно одинаковое, стандартное образование».

— После сдачи государственного экзамена дети решат: идти дальше в два профильных класса либо выбрать профессиональное обучение? Я вижу в этом логику и структуру. На данном этапе, судя по разговору, дети из гимназий имеют преимущество перед другими. А его не должно быть, если мы выстраиваем справедливую систему.

Евгений Ливянт снова не соглашается: детям, которые после обычной программы перейдут в профильный класс, будет гораздо сложнее освоить углубленное изучение предмета.

— Я не люблю сравнивать нас с другими странами, но! На чем держится система образования большинства стран мира? С детства детей учат осознанно делать выбор и отвечать за него. Учим ли мы? Недавно я прочел выражение: «Сейчас время с 5 по 11 класс превратилось в пункты социальной передержки». Эта формулировка потрясла меня своей точностью.

Какова вероятность принятия

Если подвести итог процитированных нормативных актов, то получится, что главными критериями отбора (не затрагивая исключения), являются наличие мест и проживание по месту жительства. Эти условия равнозначны.

Документальное подтверждение проживания на территории, которая относится к нужной школе, обязательно. Как, в противном случае, вы сможете доказать правоту своих слов?

  1. В первую очередь берут тех, у кого постоянная прописка совпадает с границами охвата этого учебного заведения.
  2. Вторая — за теми, кто живет и временно прописан здесь же.
  3. Далее — по желанию и наличию свободных мест.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: